Биобиблиографический указатель
ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ
Асеев Н.Н. (1889–1963) — поэт, родился в г. Льгове Курской губернии в семье служащего страховой компании, учился в Московском коммерческом институте и некоторое время на историко-филологическом факультете Харьковского университета (вольнослушателем). Автор стихотворных книг «Ночная флейта» (1914), «Зор» (1914), «Стальной соловей» (1922), «Раздумья» (1955), «Лад» (1961) и др., поэм «Лирическое отступление» (1924), «Семен Проскаков» (1928), «Маяковский начинается» (1940) и др., книг эссе «Дневник поэта» (1929), «Зачем и кому нужна поэзия» (1961) и др. В 20-е годы был ближайшим другом и литературным подражателем В. Маяковского, активным деятелем возглавляемой им литературной группы бывших футуристов «Леф», но после разрыва Маяковского с группой поссорился с ним и участвовал в попытке части лефовцев создать группу «Реф» (Революционный фронт искусств).
Батюшков К.Н. (1787 – 1855). «Прогулка в Академию художеств», «Мои пенаты», «Мой гений», «Вакханка», «Пробуждение», «Мечта», «Песнь Гаральда Смелого» и другие произведения.
Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) 14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, Москва. Синтез слова и музыки («Симфонии»), внутрилитературный синтез («Петербург», «Серебряный голубь»). Синтез слова и живописи в поэтическом цикле «Прежде и теперь».
Бенедиктов В.Г. (1807 – 1873). «Бранная красавица», «Чудный конь», «Облака», «Кудри», «В музеуме скульптурных произведений», «Бахус (Список с картины Рубенса, находящейся в Императорском Эрмитаже)», «Любовь музыканта», «Мадонна» и другие произведения.
Бобров С.П. (1889-1971) — поэт, живописец, литературовед, родился в Москве в семье государственного служащего, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Московском археологическом институте; автор книг стихов «Вертоградари над лозами» (1913), «Алмазные леса» (1917); впоследствии — преподаватель математики, ученый-стиховед.
Бобров С.С. (1763 [или 1765] –1810). Поэмы «Таврида» (2-е название «Херсонида»), «Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец»; «Глубока ночь! – а там – над бездной…», «Торжественное утро марта 12 1801 года», «Высочайшая воля к довершению нового Адмиралтейства на место бывшей галерной верфи, последовавшая при случае спуска корабля Гавриила 1802 года в октябре», «Торжественный день столетия от основания града св. Петра мая 16 дня 1803» и другие лирические произведения.
Большаков К.А. (1895-1938) — поэт, автор книг «Le Futur» (1913), «Солнце на излете» (1916), «Поэма событий» (1916) и др. Проводил совместные выступления с В. Маяковским. Обладал несомненным талантом, но рано прекратил поэтическую работу.
Брюсов В.Я. 1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва. Синтез слова и живописи, гравюры, скульптуры в романе «Огненный ангел». Гравюра в поэтическом цикле «Пляска смерти. Немецкая гравюра XVI в.» незавершенного сборника «Сны человечества».
Булгаков М.А. (1891 – 1940). «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Кабала святош», «Пушкин» и другие лирические произведения.
Бурлюк Д.Д. (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовщина Харьковской губернии — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк США) — русский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. «Звуки на а широки и просторны…», «Приказ», «Наездница», «Мертвое небо», «Прием Хлебникова».
Бурлюк Н.Д. (22 апреля (4 мая) 1890, Котельва Ахтырского уезда Харьковской губернии, ныне Полтавская область, Украина — 27 декабря 1920, Херсон) — русский поэт и прозаик. "К ланитам клонится корявый палец...", "Я осужден последним отпаденьем...", "Седой паук ты ткешь тенета...", "Я вновь живу как накануне чуда...", "Осталось мне отнять у Бога...", "Неотходящий и несмелый...", Матери ("Улыбка юноше знакома..."), Бабочки в колодце ("Там, в тишине подземной глади..."), "Ко мне вот-вот вдруг прикоснутся...", Ночная смерть ("Из равнодушного досуга..."), "В ущелье уличного дыма...".
Вертинский А.Н. (1889–1957), поэт, эстрадный певец, композитор, стал знаменит как исполнитель песен с собственным текстом и музыкой. В стилевом плане обнаруживал определенную близость с «иронической лирикой» И. Северянина. До революции были изданы с нотами песни «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр», «Я маленькая балерина», «Попугай Флобер», «Пес Дуглас» и др. Уехав в эмиграцию, создал известные песни «Танго магнолия», «В степи молдаванской», «Чужие города» и др., напечатал сборник «Песни и стихи» (1938). В 1943 году вернулся в СССР, где концертировал и снимался в кино.
Герцен А.И. (1812 – 1870). «Доктор Крупов», «Былое и думы».
Гликберг А.М. (писавший под псевдонимом Саша Черный (1880-1932)), поэт, прозаик, сын одесского аптекаря, один из лучших иронистов в русской поэзии XX века, автор книг стихов «Сатиры» (1910), «Сатиры и лирика» (1911) и др., написанных в эмиграции прозаических произведений для детей «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928) и др., цикла «Солдатские сказки» (начат в 1928 году) и др. произведений.
Гнедов В.И. (писавший под псевдонимом Василиск Гнедов (1890–1978)), — поэт, издавший книги «Гостинец сентиментам. Ритмеи» (1913), «Смерть искусству. 15 поэм» (1913).
Гоголь Н.В. (1809 – 1852). «Ганц Кюхельгартен», «Владимир Третьей степени», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Портрет», «Ревизор», «Женитьба», «Мёртвые души», «Размышления о Божественной Литургии» и другие произведения.
Гуро Е.Г. 18 (30) мая 1877, Петербург - 23 апреля (6 мая) 1913, поселок Усикирко. Внутрилитературный синтез в прозе («Небесные верблюжата»).
Державин Г.Р. (1743 – 1816). «На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть Бибикова», «На смерть князя Мещерского», «Фелица», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Приглашение к обеду», «Горелки», «Бог», «Водопад», «Мой истукан», «Тончию», «Памятник», «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен в своем стремленьи…» и другие лирические произведения.
Добролюбов А.М. (1876, Варшава – 1945?) – русский поэт. Синтез слова, музыки и живописи в книге стихов «Natura naturans. Natura naturata».
Достоевский Ф.М. (1821 – 1881). «Белые ночи», «Бедные люди», «Записки из подполья», «Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке» и другие произведения.
Зак Л.В. (1892–1980) — поэт и критик, еще до революции фактически переселившийся в Париж. Зак и Шершеневич были организаторами «Мезонина поэзии» и умело изыскивали финансы для одноименного издательства.
Замятин Е.И. 20 января (1 февраля) 1884, Лебедянь Тамбовской губернии - 10 марта 1937, Париж. Живописное начало в прозе («Русь», «Сподручница грешных», «О том, как исцелен был инок Еразм»).
Иванов Г.В. (29 октября (11 ноября) 1894, имение Пуки Сядской волости Тельшевского уезда Ковенской губернии, ныне Тельшяйский уезд, Литва — 26 августа 1958, Йер-ле-Пальмье, департамент Вар, Франция) — русский поэт, прозаик, переводчик; один из крупнейших поэтов русской эмиграции. «Отплытье на о. Цитеру. Поэзы.», «Горница», «Вереск», «Сады», «Портрет без сходства», «Петербургские зимы».
Игнатьев И.В. (1892–1914), — поэт и критик, автор сборника стихов «Около театра (юморески, миньятюры, штрихи, пародии)», вышедшего в 1912 году. Он обладал талантом критика и полемиста, определенными задатками теоретического мышления, но вряд ли был сколь-нибудь значительным поэтом. Игнатьев покончил с собой после неудачной женитьбы.
Каменский В.В. (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе, по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов. «Землянка», «Весело. Вольно. И молодо…», «Вода вечерняя», «Гимн 40-летним юношам», «Жду», «Крестьянская», «Любовь поэта», «Маяковский», «Наследство ржавое», «Осенью», «Письмо домой», «Поэмия о соловье», «Росстань», «Русский звенидень» и другие.
Кирсанов С.И. (1906 или 1907 – 1972) — поэт, родился в Одессе в семье портного, в 1926 году переехал в Москву и стал участником группы «Леф». Автор книг стихов «Опыты» (1927), «Зимние картинки» (1927), «Разговор с Фурмановым» (1928), «Последний современник» (1930), «Слово предоставляется Кирсанову» (1930), «Избранное» (1-2, 1961), «Искания» (1968) и мн. др., поэм «Моя именинная» (1928), «Пятилетка» (1931), «Товарищ Маркс» (1933), «Твоя поэма» (193), «Александр Матросов» (1944), «Зеркала» (1969), «Дельфиниада» (1970) и др. Один из самых младших по возрасту футуристов, еще работавших в русле программных документов «Гилеи». Некоторое время ближайший ученик Маяковского*. {* См.: Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984.}
Клюев Н.А. 10 (22) октября 1884, деревня Коштуги, Олонецкая губерния — между 23 и 25 октября 1937, Томск. Внутрилитературный синтез в прозе; синтез художественного и публицистического (статьи «Огненное восхищение», «Газета из ада, пляска Иродиадина»).
Ковалев М.А. (писавший под псевдонимом Рюрик Ивнев (1891-1981)), — поэт, прозаик, переводчик и критик; родился в Тифлисе в семье юриста, учился на юридическом факультете Петербургского университета, но закончил Московский университет. До революции издал сборники стихов «Самосожжение» (три выпуска, 1913-1916), «Пламя пышет» (1913), «Золото смерти» (1916), роман «Несчастный ангел» (1917) и другие произведения. В 1919 году Ивнев вошел в группу имажинистов, где, кроме его прежнего приятеля по «Мезонину поэзии» В. Шершеневича были С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Кусиков и И. Грузинов, но тут же вышел из ее состава. В Советской России Р. Ивнев в 1920 году стал председателем Всероссийского союза поэтов, позже занимался энергичной общественно-политической деятельностью, работал в газетах и журналах. Написал трилогию «Жизнь актрисы» (1925-1928), посвященную современной художественной интеллигенции. Им были изданы книги стихов «Солнце во гробе» (1921), «Кура» (1942), «Одуванчик» (1964), «Часы и голоса» (1978) и др. Модернистские интонации быстро исчезают у Ивнева уже в 20-е годы. С середины 30-х годов он надолго переселился на родину, вернувшись с Кавказа в Москву уже после Великой Отечественной Войны.
Крученых А.Е. (21 февраля 1886, Оливское Херсонской губернии — 17 июня 1968, Москва) — поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». «Уехала», «В игорном доме», «Зима», «Русь», «Смерть художника», «Тропический лес».
Крылов И.А. (1769 – 1844). «Квартет» и другие басни, «Каиб».
Кузмин М.А. 6 (18) октября 1872, Ярославль — 1 марта 1936, Ленинград. Театральное начало в прозе: «Приключения Эме Лебефа».
Лавренев Б.А. (1891-1959) — драматург и прозаик, начинавший как поэт-модернист; родился в семье учителя в Херсоне, закончил юридический факультет Московского университета, был участником первой мировой войны, затем красным офицером во время гражданской войны. Помимо ряда иных прозаических и драматургических произведений, автор повести «Сорок первый» (1924), а также пьесы «Разлом» (1927), являющихся классикой русской литературы советского периода.
Лесков Н.С. (1831 – 1895). «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Соборяне», «Некуда», «На ножах» и другие произведения.
Маяковский В.В. (1893 – 1930). «Ночь», «Я сразу смазал карту будня…», «Из улицы в улицу», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Поэт-рабочий», «Радоваться рано», «Несколько слов обо мне самом», «Владимир Маяковский», «Мистерия-буфф», «150 000», «Хорошо!», «Клоп», «Баня» и другие произведения.
Мережковский Д.С. 2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж. Синтез слова и живописи в романах трилогии «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)».
Олеша Ю.К. (19 февраля (3 марта) 1899, в Елисаветград (Кировоград) - 10 мая 1960, Москва) - русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик. Синтез слова и театрального искусства в романе-сказке «Три Толстяка».
Петров С.С. (писавший под псевдонимом Грааль-Арельский (1889 — 1930-е годы)), — издал сборники стихов «Голубой ажур» (1911) и «Летейский берег» (1913).
Пришвин М.М. 23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, — 16 января 1954, Москва. Внутрилитературный синтез, поэтическое в прозе («Фацелия»).
Пушкин А.С. (1799 – 1837). «Царскосельская статуя», «Рифма», «Руслан и Людмила», «Редеет облаков летучая гряда…», «Кавказский пленник», «Черная шаль», «Борис Годунов», «Цыганы», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Мадонна», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Станционный смотритель», «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и другие произведения.
Ремизов А.М. (24 июня (6 июля.) 1877, Москва — 26 ноября 1957, Париж). Иконописное в цикле «Николины притчи», синтез слова, живописи, иконописи и древнерусской книжности в цикле «Жерлица дружинная». Поэтизация прозы (внутрилитературный синтез) как определяющая черта индивидуального стиля: малые жанры («Посолонь», «Докука и балагурье»), крупные жанры («Крестовые сестры»).
Рерих Н.К. 27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Кулу, Химачал-Прадеш, Индия. Двунаправленный талант (художник и писатель) закономерно обусловил синтез слова и живописи в малой прозе и в стихах (циклы «Твердыня пламенная», «Жемчуг исканий», «Капли» (стихотв.), «Священные знаки» (стихотв.))
Северянин Игорь (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин) (4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «серебряного века». «В июле», «В лимузине», «Пляска мая», «Поэза алых туфель», «Промельк», «Родник», «Июльский полдень», «Зарею жизни», «Что шепчет парк», «На реке форелевой», «Лесной набросок» и другие.
Сидоров В.И. (писавший под псевдонимом Вадим Баян (1880-1966)) — симферопольский купец, поэт, автор книги «Лирический поток. Лирионетты и баркароллы» (1914); в предреволюционные годы входил в окружение И. Северянина, отзывавшегося впоследствии о его творческих попытках с оттенком презрения. Был организатором крымского турне футуристов в 1914 году. После революции послужил В. Маяковскому прототипом для образа Олега Баяна в комедии «Клоп». Оставил ценные воспоминания «Маяковский в Первой олимпиаде футуристов».
Сологуб Фёдор (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу Fin de siecle. «Россия», «Ты слышишь гром», «Плачет безутешная вдова», «Пламенем наполненные жилы…», «Этот зыбкий туман над рекой…», «Когда звенят согласные напевы…», «Степь моя!..», «Веришь в грани? хочешь знать?..», «Злое земное томленье…» и другие.
Толстой А.Н. 29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Саратовская губерния - 23 февраля 1945, Москва. Поэтическое начало в ранних прозаических циклах («Сорочьи сказки», «Русалочьи сказки»).
Толстой Л.Н. (1828 – 1910). «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Воскресенье», «Хаджи-Мурат» и другие произведения.
Третьяков С.М. (1892-1939) — поэт, драматург, очеркист; родился в семье учителя в Латвии, окончил юридический факультет Московского университета. Первый сборник стихов «Железная пауза» (1919) издал во Владивостоке; вернувшись в Москву, стал активным общественным деятелем; 1924 год проработал в Китае; возглавил литературную группу «Леф» после разрыва с ней В. Маяковского в 1929 году. Автор нескольких пьес (наиболее известная из них — «Рычи, Китай!»; в 1926 году Третьяковым была издана и одноименная книга стихов). Третьяков был репрессирован по клеветническому обвинению в шпионаже.
Фофанов К.К. (писавший под псевдонимом Константин Олимпов (1889-1940)), — сын известного поэта К. М. Фофанова, в предреволюционные годы издавший несколько листовок со своими стихами и декларациями («Эпоха Олимпова: Вселенский Олимпизм», «Глагол Родителя Мироздания» и др.).
Хлебников В. (Виктор Владимирович) 9 ноября (28 октября) 1885, Малодербетовский улус, Калмыкия – 28 июня 1922, Санталово Новгородской губернии. Внутрилитературный синтез в прозе («Мирязь», «Искушение грешника», «Белорукая, тихорукая, мглянорукая даль…», «Заклятие смехом», «Кузнечик», «Бобэ?би пелись губы», «Уструг Разина», «Синие оковы», «Ладомир», «Зангези», «Ка», «Велик-день», «Восток, он встал с глазами Маяковского…», «Воин морщинистолобый…», «Я и Россия», «Ласок / груди сред травы…», «Кавэ-кузнец» и другие произведения.).
Шершеневич В.Г. (1893–1942) — поэт, переводчик, мемуарист, эссеист; родился в профессорской семье, закончил физико-математический факультет Московского университета. Выступил одним из организаторов группы «Мезонин поэзии», а позже группы имажинистов. Организовал выступления в России вождя итальянского футуризма Маринетти («гилейцы» фактически бойкотировали Маринетти). Автор книг стихов «Романтическая пудра» (1913), «Экстравагантные флаконы» (1913), «Вечный жид» (1916), «Автомобилья поступь» (1916), «Эстетические стансы» (1919), книги статей о литературе «Зеленая улица» (1916), литературных воспоминаний «Великолепный очевидец» и др. Обладал особой способностью изощренно имитировать стилистику модных авангардистских течений в поэзии, но сам вряд ли глубоко увлекался тем или иным из них.
Широков П.Д. (1893–1963), поэт, издавший в предреволюционные годы книги «Розы в вине» (1912), «В и вне» (1913).
Шолохов М.А. (1905 – 1984). «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. КРИТИКИ
Аничков Евгений Васильевич (2 (14) января 1866 или 17(29) января 1866, Боровичи, Новгородская губерния— 22 октября 1937, Белград) – историк литературы, критик, фольклорист, прозаик. Критические статьи Е.В. Аничкова начала 1900-х гг собраны в книгах «Литературные образы и мнения» (СПб., 1904) и «Предтечи и современники на Западе и у нас» (СПб., 1910). Основные работы: Аничков Е.В. Театр. Книга о новом театре. СПб., 1908; Аничков Е.В. Реализм и новые веяния. СПб., 1910. Ч. 1-2; Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. Аничков Е.В. Христианство и Древняя Русь. Прага, 1924.
Белый Андрей (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев; 14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, Москва) — русский писатель, поэт, критик; один из ведущих деятелей русского символизма. Основные работы: Белый А. Критицизм и символизм // Весы, 1904. №2; Белый А. Луг зеленый. М., 1910; Белый А. Символизм. М., 1910.
Бенедетто Кроче (итал. Benedetto Croce; 25 февраля 1866 — 20 ноября 1952) — итальянский интеллектуал, критик, философ, политик, историк. Представитель неогегельянства. Б. Кроче сильно повлиял на эстетическую мысль первой половины XX столетия. Его самая известная работа называется «Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика» (1902).
Бицилли Петр Михайлович (1879–1953) — историк, филолог. Окончил (1904) ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та (Одесса), в 1917–20 — проф. Новороссийского ун-та, в 1920–24 — доц. ун-та в г. Скопле (Македония). С 1924 — зав. каф. всеобщей истории в Софийском ун-те. Публикует ряд работ о поэтическом языке Пушкина, Лермонтова, Белого, а также о поэтике Гоголя и Достоевского. Основные работы: К вопросу о внутренней форме романа Достоевского. — София, 1946; Творчество Чехова: Опыт стилистического анализа. — София, 1942; К вопросу о характере русского языкового и литературного развития в новое время. —София, 1936.
Борн Иван Мартынович (нем. Johann Georg Born; 20 сентября 1778, Везенберг — 13 сентября 1851, Штутгарт) — известный российский литератор, переводчик, публицист и педагог. Основной труд: Краткое руководство к российской словесности. — СПб., 1808.
Винокур Григорий Осипович (5 (17) ноября 1896, Варшава — 17 мая 1947, Москва) — российский лингвист и литературовед. Труды по русской литературе, истории русского языка, стиховедению, теории словообразования. Основная работа: Маяковский — новатор языка. — М., 1943.
Вислова Анна Владимировна (род. 1961). Кандидат искусствоведения. Член Союза театральных деятелей Российской Федерации. Старший научный сотрудник Сектора "Языки культур" Российского института культурологи. Основные работы: Вислова А.В. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX вв. М.., РИК, 2000; Вислова А.В. Русская и западная театральная мысль начала ХХ в.: притяжение и отталкивание // Россия и Запад. М., «РИК», 2000.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основной труд: Гегель Г. Эстетика.
Григорьев Виктор Петрович (14 марта 1925 — 9 февраля 2007) — российский филолог. Специалист по творчеству Велимира Хлебникова и вообще по языку художественной литературы, особенно поэзии. Основные работы: Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. — М., 1983. «Поэтика слова» (1979); «Словотворчество и смежные проблемы языка поэта» (1986); Языки русской культуры. — М, 2000; Очерки истории языка русской поэзии. В 5 т. — М., 1990–1995; Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики — М., 2004.
Дуганов Рудольф Валентинович (1940–1998) — литературовед, культуролог, исследователь творчества В. Хлебникова. Основная работа: Велимир Хлебников. Природа творчества. — М., 1990.
Иванов Вячеслав Иванович (16 (28) февраля 1866, Москва — 16 июля 1949, Рим) — русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук. Основные работы (сборники статей): Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909; Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916; Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1917; Иванов Вяч. Кризис гуманизма. Статьи. 1918.
Касаткина Татьяна Александровна (род. 1963) — литературовед, писатель. Доктор филологических наук. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф. М. Достоевского, русской литературы XIX—XXI вв. Основные работы: Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., ИМЛИ РАН, 2004. (Особенно раздел «Образы и образа»); Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником: Картина Ганса Гольбейна Младшего "Христос в могиле" в структуре романа Ф. М. Достоевского "Идиот" // Новый Мир. 2006, № 2.
Кульбин Николай Иванович (1868, СПб. — 1917, П.) — живописец, график, теоретик иск-ва; действит. статский советник (1915), приват-доцент ВМА (с 1907), врач Гл. штаба (с 1903). Вдохновитель и организатор выставок, диспутов и изданий лит.-худож. авангарда. Автор манифестов и теоретич. статей по вопросам иск-ва. Основная работа: Кульбин Н.И. Что есть слово. — Русский футуризм. М., 2000.
Лепахин Валерий Владимирович - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), Член Союза писателей России. Основные работы: Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. 735 с. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XI–XX вв. М., 2005.
Лихачев Дмитрий Сергеевич (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург – 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург) — русский филолог, действительный член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Основные работы: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979 (особенно разделы «Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительному искусству», «Повествовательное пространство» как выражение «повествовательного времени» в древнерусском изобразительном искусстве).
Лосев Алексей Федорович (22 (10) сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва) — выдающийся русский философ и филолог. Профессор, доктор филологических наук. Основные работы: Лосев А.Ф. Философия имени (1927); Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука (1927), Лосев А.Ф. Диалектика мифа, 1930 (переиздание - М., Правда, 1990); Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики (1927); Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика (1960); Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство (1976); Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. С. 31-65; Лосев А.Ф. История античной эстетики, в 8-ми тт. (1963-1988); Лосев А.Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. М., 2005.
Минералов Юрий Иванович (род. 1948) — российский литературовед, поэт и критик, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России. Основные работы: Поэзия. Поэтика. Поэт. — М., 1984; Мнимые неправильности // Вопросы литературы, 1983, № 7; Стилистические взгляды Г.О. Винокура и филологическая традиция // Из истории славяноведения в России, I, — Тарту, 1981; Об условно-абстрактном анализе в литературоведении // Филологические науки, 1983, № 5; Теория художественной словесности. — М., 1999.
Минералова Ирина Георгиевна (род. 1952) — доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, автор учебников и учебных пособий. Основные работы: Художественный синтез в русской литературе ХХ века. Дисс... доктора филологических наук. — М., 1994; Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе начала XX века). — М., 1991.; Русская литература Серебряного века: Поэтика символизма. — М., 1999 и др.
Николаев Петр Алексеевич (род. 1924) — российский литературовед, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по методологии литературоведения, проблемам реализма, эстетике Г. В. Плеханова. Основные работы: «Снова о творческом методе и стиле (устойчивы ли эти категории в науке)». — Вестник МГУ, сер. 9. Филология; «Методологический аспект проблемы» // Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984.
Перцов Виктор Осипович (род. 01.07.1898, Харьков) — советский литературовед, критик, лауреат Государственной премии СССР (1973). Окончил факультет общественных наук МГУ (1922). Печатается с 1921. Первую книгу «Литература завтрашнего дня» опубликовал в 1929. Автор книг «Этюды о советской литературе» (1937), «Подвиг и герой. Этюды о советской литературе» (1946), «Писатель и новая действительность» (1958, 2 изд., 1961), «Поэты и прозаики великих лет» (1969), статей и литературных портретов многих советских писателей. Основные работы: Маяковский. Жизнь и творчество. Т. 1–3, 1969–1972.
Подгаецкая Ирина Юрьевна — отечественный филолог, специалист по теории литературы и истории французской литературы. Границы индивидуального стиля. — Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения.
Поляков Марк Яковлевич (род. 19 марта 1916, Волчанск, Харьковская губерния) — российский литературный критик, литературовед. Окончил Ворошиловградский государственный педагогический институт (1937). Доктор философских наук. Профессор. Член Союза писателей СССР (1961). Основные работы: Вопросы поэтики и художественной семантики. — М., 1978; Поэтика древнегреческой литературы. — М., 1981.
Поспелов Геннадий Николаевич (1899–1992) — теоретик литературы, историк русской литературы, доцент ряда московских вузов. Основная работа: Искусство и эстетика. — М., 1984.
Рубинс Мария (род. 1967) — филолог, литературовед. Окончила филологический факультет Лениградского государственного университета. С 1991 г. в эмиграции в США. Защитила диссертацию по славистике в университете Браун. Автор работ по русской и французской литературе. Основная работа: Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. Академический проект: СПб, 2003.
Сквозников Виталий Дмитриевич (род. 1929). Основные работы: Претворение метода в стиле лирических произведений. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. — М., 1982. «Лирика Пушкина» (1975), «Реализм лирической поэзии» (1975), «Пушкин: историческая мысль поэта» (1999), «Русская лирика. Развитие реализма» (2002), «Пушкинская традиция» (2007).
Соколов Александр Николаевич (1795–1875) — профессор Московского университета, литературовед. Основная работа: Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения // Филологические науки, 1962, № 3, с. 29–42.
Соловьев Владимир Сергеевич (16 (28) января 1853, Москва — 1 июля (13 августа) 1900, Узкое, Московская губерния) — русский философ, богослов, поэт, публицист и переводчик. Основные работы: Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства: Филос. коммент. на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова //Филос. науки.- 1991.N3. С.52-64; Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопр. философии.1989. N6. С.76-137; Соловьев В.С. Литературная критика/ (Сост.и коммент.Н.И.Цимбаева; Вступ.ст. Н.И.Цимбаева,В.И.Фатющенко). М., 1990. (Б-ка «Любителям рос.словесности». Из лит. наследия); Соловьев В.С. Россия и Вселенская церковь/Пер.с фр. Г.А.Рачинского. (Репринт. воспроизведение). М., 1991. Вых. дан. ориг.: М., 1991. Соловьев В.С. Свобода, изложенная в философии Шеллинга//Историко-филос. ежегодник. М., 1987. С.271-278; Соловьев В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1991.(Из лит. наследия). Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика: Сб.ст. М., 1991. (История эстетики в памятниках и документах). Собрания сочинений: Соловьев В.С. Собр. соч. т.1-9, СПб., 1901-07; то же, т.1-10, СПб., 1911-142; Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.1-12, Брюссель, 1966-70 (репр. со 2-го изд.), с дополнит. томом: Письма и Приложения, Брюссель, 1970. Соловьев В.С. Собр. соч. и писем в 15 томах (Репринт. воспроизведение). М., 1993.
Тимофеева В.В. - филолог, литературовед. Работа: Язык поэта и время: Поэтический язык Маяковского. — М.-Л., 1962.
Тренин Владимир Владимирович (1904, Елизаветград – 1941, Западный фронт) — литературовед, критик. Учился на архитектурном отделение ВХУТЕМАСа в Москве. Литературную работу начал в 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ». Автор книги «В мастерской стиха Маяковского» (1937), ряда статей о поэтике В.В. Маяковского, многие из них в соавторстве с Н.И. Харджиевым вошли впоследствии в книгу: Тренин В., Харджиев Н. Поэтическая культура Маяковского. — М., 1970.
|