Проект 'Синтез искусств в истории русской литературы'

Начало

1 этап (2009 год)

2 этап (2010 год)

3 этап (2011 год)

2 этап (2010 год) :: Филологическая наука о синтезе искусств :: Подготовка тезауруса "Стиль и синтез..." :: Реферативная статья

2 этап (2010 год)

Аннотация проекта

Для решения целей и конкретных задач по 2-му этапу определены научно-исследовательские ракурсы, зафиксированные соответствующими кодами ГРНТИ: 170725. Литература и другие виды искусства; 170121. Организация научно-исследовательских работ в области литературоведения; 170731. Художественные методы, литературные стили и направления; 170900. История литературы; 178121. Литературоведческая библиография; 180133. Терминология искусствоведения и эстетики. Библиографические, справочные и периодические издания по искусству; 180700. Теория и методология искусства и проблемы искусствоведения; 170751 Язык и стиль художественных произведений. Целью настоящего проекта является научная разработка компонентов заявленной проблемы, обобщение и систематизация результатов теоретических, историко-литературных, историко-культурных уровней предпринятого исследования, что, в свою очередь, требует решения конкретных научно-исследовательских задач. На данном этапе проходит систематизация разносторонних и разноаспектных исследований и создается теоретически и методологически обоснованное описание для внедрения в исследовательскую практику и образовательную парадигму. В первую очередь необходимо сформировать тезаурус по исследовательской проблеме, для чего был разработан словник, включающий основные дефиниции и термины (89 наименований), определяющие круг теоретических изысканий перспективного характера, а также определена структура и содержательные компоненты статьи объемом от 0,3 п.л., представлен образец научной статьи. Созданные членами временного научного коллектива статьи прошли обработку и подготовку к печати (объем рукописи тезауруса — 13,5 п.л.) Обзор научной литературы, проведенный учеными группы, позволил обосновать перечень дефиниций, нуждающихся в аргументированной презентации в энциклопедии, находящейся в разработке научного коллектива, комментировании и описании феномена, которому присвоено данное определение. Экспертная оценка отобранного для словника материала позволила обратиться к корпусу научных понятий и определений, нуждающихся в описании в связи с динамическим развитием филологической науки и искусствознания и зачастую необоснованной подмены понятий учеными, использующими терминологию англо-американского толка, лишь частью согласующуюся, а порой и вовсе не согласующуюся с объектом и предметом исследования. В рамках реализации задач проекта на втором этапе осуществлена подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук (Дворяшина Нина Алексеевна. Феномен детства в творчестве символистов. — Сургут. 2009. Дата защиты: 18.12.2009. Дата утверждения: 24.09.2010); диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук (Завгородняя Галина Юрьевна. Стилизация в русской прозе XIX – начала ХХ века. Дата защиты: 27.10.2010); защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук (Власова Татьяна Олеговна. Стихотворная драма Серебряного века. — М., МПГУ, 2010.; Окунькова Елена Александровна. Стиль современной русской прозы о войне. — М., МПГУ, 2010). Все диссертации выполнялись под руководством или при деятельном участии руководителя проекта д.ф.н., профессора И.Г. Минераловой и заведующего кафедрой русской классической литературы и славистики Литературного института Ю.И. Минералова. Проблемы синтеза искусств и внутрилитературного синтеза занимают значительное место в представленных диссертационных исследованиях. Аннотации 12 монографий по научной проблеме, готовящихся к изданию, представляют комплект работ по актуальным как монографическим, «панорамным», так и теоретико-литературным проблемам. Единство цикла обусловлено не только научно-исследовательской стратегией проекта, но и тем, что авторы монографий на протяжении более чем 10 лет занимаются проблемами синтеза искусств в истории русской литературы, в течение этого времени опубликован ряд статей, защищены диссертации. Апробация результатов научно-исследовательской работы проведена на Всероссийских конференциях «Мировая словесность для детей и о детях. Синтез искусств и детская литература» (4-5 февраля 2010 г.) и «Синтез в русской и мировой художественной культуре. Теория. Методология. Художественная практика» (21-22 сентября 2010 г.), в которых приняли участие более 100 человек, в том числе с докладами, презентациями монографий и учебных пособий. Конференции, явившиеся своеобразным ключом к целому комплексу вопросов внутри проекта позволили наметить перспективы, продолжающие проект, но явно расширяющие его границы. Исполнители проекта выступили как организаторами, так и докладчиками на конференциях, представив промежуточные и итоговые по этапу результаты научно-исследовательской работы, что обеспечило, в свою очередь, освещение хода и результатов работ на научных и научно-методических конференциях. Разработка актуальных вопросов и проблем синтеза искусств в истории русской литературы, которые апробированы в докладах на вышеназванных и других всероссийских и международных научных форумах, зафиксированы в 6 научных статьях, опубликованных в журналах (российских и зарубежных) из рекомендованного перечня ВАК.

Достигнутый уровень научно-исследовательских работ по 2 этапу не только закладывает основы успешной реализации работ по 3 этапу и по проекту в целом, но также определяет значительную научную перспективность темы.


© УНЦ филологии МПГУ - 2009-2011
Hosted by uCoz