|
|
|
|
|
2 этап (2010 год) :: Подготовка тезауруса "Стиль и синтез..." :: |
Примеры
Дмитриевская Лидия Николаевна, ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays – страна, местность) 1. В изобразительном искусстве – жанр, в котором основной предмет изображения – природа или какая-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Выделяют несколько разновидностей П. в живописи: сельский, городской, индустриальный, морской (марина). 2. Пейзаж в словесном искусстве не является жанром (искл. пейзажная лирика как разновидность жанра), а относится к средствам описания. При этом П. и в живописи, и в литературе – многофункциональный художественный образ природы (в широком смысле, т.е. включая «городской пейзаж»), отражающий индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи. В изобразительном искусстве П. как самостоятельный жанр появился лишь в ХV в. В это время пейзаж выполняет ещё роль фона, символического плана на картинах Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445–1510), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519), Джорджоне (итал. Giorgione, 1476/1477–1510) и мн.др. художников эпохи Возрождения. Первой картиной с узнаваемым пейзажем считается «Чудесный улов» (1444, Музей истории и искусства, Женева) немецкого художника Конрада Вица (Konrad Witz, ок. 1400–1446), который достоверно изобразил окрестности Женевского озера и горы Монблан. Первый П. без людей и животных был создан немецким художником Альбрехтом Альтдорфером (Albrecht Altdorfer, ок.1480-1528), который начал писать П. без живых созданий – «Пейзаж с пешеходным мостиком» (ок. 1518. Лондон, Национальная галерея), «Дунайский пейзаж» (1520-25, Мюнхен, Старая пинакотека). Пейзаж в словесном искусстве появляется раньше Временем появления пейзажной лирики можно назвать ХIV в. – творчество Франческо Петрарки (итал. Francesco Petrarca, 1304–1374). В его сонетах пейзаж обретает самостоятельность как полноценный образ, например, весны – Сонет IX (о весне): В ХVII в. – расцвет жанра пейзажа в изобразительном искусстве Голландии: Якоб ван Рейсдал (Jacob van Ruisdael), Хендрик Аверкамп (Hendrick Avercamp), Николас (Клас) Питерс Берхем (Nicolaes Pieterszoon Berchem) и др. ХIХ в. – расцвет пейзажа в России: С. Щедрин, А. Мартынов, И.К. Айвазовский – романтический пейзаж; И. Левитан, А. Саврасов, В. Поленов, А. Куинджи, И. Шишкин и мн.др. – реалистический пейзаж. Реалистический метод подарил пейзажной живописи новую жизнь: она вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В ХIХ в. П. уделяется большое внимание не только в живописи, но и в литературе. Именно через П. часто раскрывается философский смысл произведения, социальная обострённость темы, психологическое состояние героя… В искусстве ХХ в. П. продолжает развиваться в тесной взаимосвязи со стилем эпохи и стилем того или иного автора. Символистские пейзажи рубежа ХIХ-ХХ вв. Арнольда Бёклина (нем. Arnold Böcklin), В.Э. Борисова-Мусатова, М. Врубеля и др. передают таинственность мира, передают иллюзию проникновения реального и ирреального миров, насыщают образы природы диалогом символов… Писатели-символисты использовали П., чтобы передать свои представления о мире через художественные образы, чаще тумана, луны, дома, сада… Художники-кубисты в первой трети ХХ в. мало обращались к П. – чаще к портрету. И всё же Пабло Пискассо оставил несколько П. в этом стиле: «Домик в саду» (1908), «Пейзаж 1» (1933), «Пейзаж 2» (1908), «Пейзаж 4» (1908) и т.д. Высокие образцы литературного П. можно встретить в поэзии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А. Блока, в прозе И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.С. Бунина, М.А. Булгакова и др. Гением этих авторов П. превращен в притчу о мире, философский образ мира, через который читатель может ощутить присутствие Творца и поразмыслить о важных бытийных вопросах. Городской пейзаж в литературе чаще используется для создания картины социальной действительности (Ч. Дикенс, Э. Золя, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов и др.). Как правило, через пейзаж раскрывается тема противостояния природы и цивилизации (Е. Замятин «Мы» (1920), Н. Заболоцкий «Торжество земледелия» (1929-1930), Л.М. Леонов «Русский лес» (1953) и др. П. является одним из средств характеристики героя (чаще – психологический параллелизм): именно благодаря образам природы читатель понимает душевное состояние Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Литература: ПОРТРЕТ (фр. Portrait – портрет, изображение, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. Парсуна – от лат. persona – «личность; особа»). 1. В искусстве живописи, скульптуры – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Выделяют П. грудной, поясной, в рост. 2. В литературном произведении – одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности через изображение внешнего облика. П. является особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля художника и писателя. П. представляет собой образ личности, поэтому является способом познания мира через личность, при этом в изобразительном искусстве творится образ реального человека, а в литературе, как правило, представлен П. вымышленного персонажа. Перед литературным П. стоят несколько иные задачи: не просто описание, изображение, а создание образа героя в его индивидуальности, исторической и психологической достоверности. 3. В криминалистике словесный П. – метод описания наружности человека с целью его идентификации по внешним признакам. История портретного искусства берёт своё начало в Древнем Египте, где портретным изображениям (чаще скульптурным) придавался сакральный смысл: вместилище души после смерти. Изображение человека в культуре Древнего Египта передаёт беспристрастность, отсутствие эмоций, спокойный взгляд, устремлённый в вечность. Ту же каноническую установку на изображение человека (правителя, святого) продолжило с V–VI вв. н.э. Византийское искусство. Портрет как жанр искусства (без религиозного наполнения) открыл Древний Рим: именно здесь появляются психологические, харáктерные портреты как правителей и вельмож, так и простых граждан империи. В средневековой Европе и Азии жанр портрета развития не получил, прежде всего по религиозным причинам. Интерес к П. проснулся в эпоху Возрождения, что определяется новым мировоззрением, ставящим человека в центр мироздания и наделяющим его творческим потенциалом. Это эпоха расцвета искусства П., которая дала непревзойдённые образцы художественного П. Работы Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Рембрандта и мн.др. художников определяет тонкий психологизм, виртуозность в передаче фактуры ткани, цвета кожи… В ХVII–ХVIII вв. распространяется мода на придворные портреты, в которых психологизм заменяется искусственной изысканностью, политической или мировоззренческой идейностью. Таковы портреты в стиле рококо, барокко в эпоху классицизма и сентиментализма. В ХVIII в. в портретной живописи особенно выделяется английское искусство благодаря творчеству таких художников, как Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough; 1727–1788, Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds, 1723–1792). В России самыми талантливыми художниками-портретистами ХVIII в. являются А.П. Антропов (1716–1795), Ф.С. Рокотов (1735(?)–1808), В.Л. Боровиковский (1757–1825), Д.Г. Левицкий (ок. 1735–1822). Реалистический художественный метод стал новым «ренессансом» для искусства П., особенно в русской живописи и литературе. Большие мастера-живописцы ХIХ в., работающие в жанре П., О.А. Кипренский (1782–1836), В.А. Тропинин (1776–1857), И.Е. Репин (1844–1930), В.А. Серов (1865–1911) и др. передавали одновременно и психологическую индивидуальность модели с тончайшими едва уловимыми движениями души, и в то же время угадывали в ней типическое для своей исторической эпохи. В это время развивается и литературный портрет, который ищет различные способы художественной передачи внешности героя, чтобы «оживить» персонажа, сделать его психологически и исторически достоверным. В середине ХIХ в. в художественной литературе господствовали развёрнутые социально-психологические П., созданные Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, И.С. Тургеневым. Со второй половины ХIХ в. Л.Н. Толстой и А.П. Чехов начинают воплощать тенденцию, намеченную ещё пушкинскими «портретами силуэтами». Толстовский метод «диалектики души» определил особенность портрета: бесконечное количество мгновенно возникающих и исчезающих зарисовок одного и того же лица, соединяющихся при помощи «лейтмотивных деталей». А.П. Чехов, требующий от литературного произведения краткости, глубины содержания, новизны формы, опирается, в первую очередь, на детали, вовлекая читателя в сотворчество, давая ему возможность по намеченным пунктирам воссоздать портрет. Чеховское требование краткости и ёмкости, усилившее роль детали, в том числе и портретной, послужило ориентирующим «компасом» в поисках способа самовыражения писателей рубежа веков. В ХХ в. П. в изобразительном искусстве Европы и России развивался по-разному. В европейском искусстве художники-кубисты: П. Пикассо, Ж. Брак – отразили кризис реалистического искусства, в том числе и искусства П. В советском искусстве, начиная с 30-х годов, напротив, развиваются именно жанры П. и пейзажа, как наименее подверженные идеологическому влиянию (И.И. Бро́дский (1883–1939), П.П. Кончало́вский (1876–1956) и др.). В СССР развивается и скульптурный портрет-памятник (С.Т. Коненков, В.И. Мухина и др.). Новое дыхание П. как искусство получил в фотографии.
Литература: |
© УНЦ филологии МПГУ - 2009-2010 |