|
|
|
|
|
3 этап (2011 год) :: Рекомендации :: Энциклопедия "Cинтез искусств и русская литература" :: Реферативная статья |
Рекомендации по использованию результатов НИР при разработке научно-образовательных курсов
Исполнителями проекта были разработаны как УМК специализации и курсов по выбору, так и рекомендации по внедрению результатов в реальный сектор экономики, т.е. в образование.Несомненно, теоретико-методологические основы, выработанные в процессе работы над проектом, не только демонстрируют результат, что очевидно, носят прогностический характер, создают исследовательскую инерцию как для самих участников проекта, их учеников, так и для преподавателей вузов, прошедших повышение квалификации, и учителей, проходивших повышение квалификации в рамках апробации результатов проекта. В частности, результаты проекта определяются следующими характеристиками: 1. Разработанная методология, тезаурус, энциклопедия , цикл монографических исследований предопределяют мотивированное, т.е. дающее на порядки выше результат использование сравнительно-исторического и сравнительно-типологического, историко-функциональных методов, используемых как в рамках исследования литературы как искусства слова, так и в рамках синтеза искусств и взаимоотраженности искусств и форм наследования традиции. 2. Именно данные научные методы, давшие высокие результаты в академическом литературоведении, остаются эффективными и в эпоху модернизации науки и образования, именно их использование продуктивно в осмыслении стиля художественной словесности и общих закономерностей развития художественной словесности в контексте художественной культуры. 3. Понимание вышеизложенного позволяет и в современном гуманитарном образовании, переходящем на новые образовательные стандарты находить оптимальные формы и методы преподавания не на пути интенсификации, а на пути амплификации (расширения деятельности в различных искусствах и их осмыслении) образовательной деятельности, в которой взаимодействие эмоцио и рацио, образно-ассоциативного и логического, определение наиболее эффективных методик и технологий, побуждающих к самостоятельной продуктивной образовательной деятельности лежит в поле сравнительно-исторических и сравнительно-типологических подходов. 4. Периодизация истории литературы и постижение закономерностей наследования традиций открывается благодаря усвоению тенденций культурной эпохи. Общее для искусств понятие стиля дает возможность исследуя различные феномены искусств добиться больших обоснованных результатов, чем обращение к терминологическим новоизобретениям, поскольку они применимы либо в пределах одного искусства или даже для описания узкого сегмента литературы, что делает герметичными результаты исследования. Изучение отдельных художественных произведений, творчества одного или нескольких писателей, несомненно, приносит более обоснованные результаты, когда компоненты одного индивидуального стиля сопоставлены с аналогичными компонентами стиля другого писателя, когда стиль понимается не как нечто раз навсегда данное, застывшее в окончательном варианте произведения, а как путь к «последнему, окончательному». Понимание этого было важно для представителей академической школы Буслаева, Веселовского, Потебни, А.Ф. Лосева, др., утверждавших , что генеральная научно-исследовательская линия приближения к истине пролегает там, где ученый стремится охватить мысленным взором процессы и результаты синхронические и диахронические в различных искусствах и в различных жанрах и формах одного искусства. Контекст культуры и искусств для изучения искусства слова представляется не только «рекомендательным», но именно обязательным. Сведение художественного метода исключительно к идеологическим установкам, никогда не было исчерпывающим, не может считаться таковым в настоящее время, поскольку художник творит образами, дающими право широкой интерпретации, зачастую двух взаимоисключающих идеологических трактовок, принадлежа своей эпохе, сколь бы полемично по отношению к ней и ее отдельным деятелям он ни был настроен. С другой стороны, противопоставление писателей по принципу идеологичности и индифферентности к идеологической стороне бытия и быта также неправомерно или «ущербно» в научном отношении. Это доказывается особенностями образной системы писателей, родственной образным системам других искусств. Заблуждения на этот счет проистекают из заблуждений-штампов, которые связывают понятие «идеология» исключительно с «коммунистической идеологией», тогда как идеология - обязательный компонент жизни отдельного человека и/или общества в общей иерархии уровней самоидентификации: физиология, психология, социология, идеология, философия. Перспективным представляется направление изучения научного метода и терминологической базы в истории литературы и литературоведении. Разработка Рабочих программ и УМК специализаций и повышения квалификации с учетом результатов научных исследований по проекту требует соблюдения их исполнителями следующих обязательных требований: 1. Быть широко осведомленным в культурно-историческом, искусствоведческом, литературном эмпирическом материале; 2. Иметь представление о приоритетном и периферийном литературном материале при изучении; 3. Обладать навыками научного филологического подхода к явлениям литературы в их синхроническом и диахроническом срезе; 4. Уметь выстроить тезаурус, понятийный научно-филологический, искусствоведческий аппарат, необходимый для свободного и адекватного описания литературно-художественного материала в его системном поле.
• Рекомендации1.doc |
© УНЦ филологии МПГУ - 2009-2011 |